RU EN
К списку новостей
22 октября 2019

Архангельску нужен другой Писахов

Раз в пять лет на Архангельск накатывают писаховские дни. 25 октября этого года празднуем 140-летие со дня рождения Степана Григорьевича. В следующем — отметим 60 лет, как Писахова с нами нет.

Фото: Эрнест Мартюков
Фото: Зоя Дмитриевна Кулешова
Фото: Сеня Малина. Художник Дмитрий Трубин
Фото: Елена Шамильевна Галимова
Фото: Степан Григорьевич Писахов

Разработан целый ряд мероприятий — выставки, чтения, конференции, конкурсы. И на 2020 год запланировано событие, которого ждали почти 10 лет. После реконструкции откроет свои двери Музей Степана Писахова на улице Поморской, 10.

СОХРАНИТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ КРИВИЗНУ ОТКОСОВ…

Проект реставрации Музея, размещённого в памятнике архитектуры XIX века «Торговое здание купца А. Н. Буторова», правда, официально он почему-то проходит как «Торговое здание (областное аптекоуправление)» курирует и осуществляет технический и авторский надзор человек известный — Владимир Александрович Титов.

 Он вёл реставрацию практически всех памятников культуры в Архангельске, да и сейчас следит за состоянием зданий, принадлежащих Государственному музейному объединению «Художественная культура Русского Севера», иначе говоря, что нам ближе, музею ИЗО.

 Работы ведёт ООО «Процесс», компания своя, архангельская, и тоже в сфере восстановления исторических зданий известная. В перечне её объектов Гостиные дворы, Новодвинская крепость, Соловки, подворье Соловецкого монастыря… То есть, не созданная в октябре прошлого года под выделенные из бюджета деньги, как часто бывает.

 — Эрнест Александрович, сохранять историческую кривизну оконных откосов будем, или как? — первое, что я услышал, войдя в тёплый полумрак первого этажа.

Штукатур спрашивал ответственного за производство работ.

Решили сохранять. Во-первых, иначе штукатурка на оконную раму будет залезать, а во-вторых, исторические элементы тут стараются сохранить по максимуму.
Эрнест Мартюков, заместитель директора ООО «Процесс», ответственный за производство работ:

— Госконтракт заканчивается в конце марта, и никто не заинтересован, чтобы он был нарушен. Потому что ещё много предстоит работы по экспозиционным залам, по дизайнерским решениям. Стараемся всё делать максимально быстро. Буквально за полтора месяца, до морозов, успели привести в порядок фасады, кровлю всю полностью переделали, окна отреставрировали, межоконные заполнения зачистили, привели в порядок и уже зашли внутрь, начали штукатурные работы.

Предстоит переделать входную группу, обустроить пандус для маломобильных групп населения. Идём в графике, не выбиваясь, в проектные сроки укладываемся.

Когда вы будете придирчиво осматривать отреставрированное здание, не подумайте, что выбоины на откосах у окон – косяки реставраторов. На самом деле, на окнах стояли ставни, и чтобы они закрывались, их подгоняли по месту. Так что это исторические выбоины, под конкретные ставни, которые здесь стояли и вернутся на свои места.

ДЕРЖАЛИСЬ С ПОМОЩЬЮ БОЖИЕЙ И «СЕВЕРАЛМАЗА»

Самая большая проблема, из-за которой музей был закрыт, трещины в фундаменте. Сейчас они устранены.

 — Если взять историческую ретроспективу строительства в городе, то у нас большие толщины торфа, грунта крайне нестабильного. Под этим зданием – 15 метров торфа. И поэтому делали деревянные сваи из лиственницы, на них настилы, лежни, и уже сверху накладывали бутовый камень, на котором возводился каркас здания, — рассказывает Эрнест Мартюков.

 — Лиственница пока в воде, ей ничего не будет. Как только начали делать рядом котлован, а котлованы у нас стали рыть в центре везде, уровень грунтовых вод опустился, деревянные сваи обнажились и начали гнить.

Музей Писахова действовал два года… и затрещал. Стены начали буквально лопаться. Успели провести работы по консервации. Привлекли подрядчиков из Санкт-Петербурга, которые провели траншею и вогнали буронабивные сваи, по двадцать метров длиной. Стабилизировалось.

Только времена пошли мутные. Денег нет, но вы держитесь — девиз последних лет. Вот с Божьей помощью и при поддержке «Севералмаза», который выступил спонсором и каждый год выделял деньги, здание и держалось. Потихоньку монтировали электропроводку, вентиляцию и канализацию. В прошлом году, опять же при финансовой помощи «Севералмаза», «Процесс» сделал отопление, чтобы в этом году начать отделочные работы.

Федеральные деньги, 138 миллионов, которые были запланированы ещё с 2014 года, в этом году пришли. Через пять лет начался завершающий этап реконструкции.

СТАРИННАЯ КИРПИЧНАЯ КЛАДКА ЗАИГРАЛА

Уже сейчас, даже из-за забора, видно, как преображается старинное здание. Строители стараются максимально сохранить исторические элементы. Новые водосточные трубы встанут в исторические ухваты. Только сильно повреждённые заменят на откованные в своей кузнице.

Дождевые воронки, кованый парапет на ограждении… Мало того, по старым фотографиям, по эскизам под авторским надзором Владимира Титова восстановили утраченные элементы – башенки, карнизики.

Заиграла по-новому старинная кирпичная кладка. Как объяснил Эрнест Александрович, кирпич имеет свой предел морозостойкости, кирпич старого образца рассчитан на 50 циклов заморозки/разморозки.

 — Когда здание стоит без водостоков, он впитывает влагу в себя и разрушается от перепада температур. Где-то мы делали вычинку, меняли кирпич, где-то выбирали до 4 см и использовали специальные немецкие компоновочные смеси, восстанавливали. Обработали гидрофобной жидкостью, чтобы предотвратить попадание влаги в кирпич, — делится секретами Мартюков.

ПОД СВОДАМИ МОНЬЕ НА СВИНЦОВЫХ ЛИСТАХ

Внутри, на полу, лежат элементы старой лестницы. Ставни. Двери. Они ждут своего часа, чтобы занять прежние места. В полу видны закрытые толстыми досками торговые люки. Дом торговый, в подвале были склады, а через эти люки поднимали товар и на первом этаже вели торговлю. В подвал восстановят лестницу, там разместятся мастерские, учебные классы.

Здание купца Буторова интересно еще и с архитектурной точки зрения. Гидроизоляция в нем сделана из свинца, свинцовые листы использовали. Обычно же на Севере берестой фундамент изолировали.

Потолки в доме устроены сводами Монье. Они выполнены из кирпича и опираются на железные рельсы. Пролетная часть заполнялась кирпичом по кружалам, чтобы избежать напряжения. Железобетонные плиты тогда ещё только начинали изобретать.

 — Над центральным куполом будет ещё шпиль стоять. Восстановление закончим, а дальше уже будет работать дизайнерская мысль. Стараемся делать на совесть. Мы здесь живём, и потом, как горожанам в глаза смотреть? — задаёт Эрнест Мартюков риторический вопрос.

ТЕМА ПИСАХОВА ЗВУЧАЛА ВСЕГДА

Дизайнерская мысль уже заработала. Недавно в Архангельск приезжали дизайнеры, с которыми музею ИЗО приходилось иметь дело. Они прекрасно знают особенности здания купца Буторова и его помещения, выставочные площади. Старая экспозиция, несомненно, ляжет в основу нового проекта, но только в какой-то части. Прошло 10 лет, и её обновления требует само время.

Кроме того, что появились новые современные музейные технологии, появились и новые места в самом здании, увеличилась площадь музея. Главное, что все его экспонаты сохранены и найдут свои места в новом макете.

Зоя Дмитриевна Кулешова, заведующий отделом современного искусства, заслуженный работник культуры РФ:

 — Основная часть экспозиции основывалась на произведениях живописи, и она, естественно, находится в фондах. Но не могу сказать, что она не была востребована все эти годы. Мы никогда не оставляли темы Писахова, несмотря на то, что музей находился на реконструкции. Она всегда звучала и  в экспозиции русского классического искусства в Усадебном доме Е.К. Плотниковой, где представлена  часть работ Писахова и на передвижных выставках в районах области

А к 140-летию Степана Григорьевича музей проводит областной арт-фестиваль «Писаховские осенины». В рамках фестиваля состоятся несколько выставок , приуроченных к юбилею  С 11 октября начала работать  выставка»Рыбак и море» в Музее народных промыслов и ремёсел Приморского района в Уйма..

18 октября открылась выставка в Каргопольском историко-художественном музее «Писахов Севера». На ней представлены  работы и самого художника, и иллюстрации к его сказкам, и предметы народного  декоративно-прикладного искусства.

ТРЕБУЮТСЯ ЛЮДИ, ВСТУПАЮЩИЕ НА ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

И всё же некоторое беспокойство в связи… даже не с предстоящим открытием, а с тем, какой дорогой пойдёт возрождённый музей, поневоле испытываешь. Почему?

Горожане, видевшие тот музей, помнят, что был он очень интересным и признанным на различных уровнях, вплоть до Европейского союза. В 2010 году получил награду ЕС за работу с молодёжью. Музей набирал обороты по пропаганде творчества Писахова, находил интересные формы работы с молодёжью. Клуб «Синематика», арт-кафе…

Только те, кто были в свое время активными посетителями, уже выросли, а то и уехали из города. И теперь музею надо снова включить в орбиту своих интересов уже новое поколение, выросшее за 10 лет.

 — Поколение сменилось, — делится своим беспокойством Зоя Дмитриевна. Вокруг прежней экспозиции музея собирались творческие силы города  молодые художники, фотографы, дизайнеры,  там было небольшое пространство, которое позволяло делать различные, часто дискуссионные  современные выставки.

Зоя Кулешова думает, что в обновлённом музее Писахова будет востребована работа, направленная на творческую инициативу людей, может быть, ещё только вступающих на творческий путь. В любом случае, опыт наработан, и восстановить приостановленное будет легче.

МЫ РАСШИРИМ ГРАНИЦЫ ПИСАХОВА

Музей ИЗО, название за себя говорит, и показывает он, в основном, Писахова -художника. Но ведь большинство людей, и в Архангельске, и вне его, знают Писахова как сказочника. Многие художественную сторону его творчества и видом не видывали, а про апельсин или Перепилиху слыхивал каждый хоть разок. И как быть с сочетанием художника и писателя?

 — Мы всегда привлекаем специалистов. В той экспозиции консультантом выступала Елена Шамильевна Галимова, в Архангельске она — первое лицо, которое прекрасно  знает литературное творчество Степана Писахова. Его замечательные сказки  были представлены через образы  его литературных героев, через предметы декоративно-прикладного искусства. Было много книг, много цитат писаховских, много было информации, и в этой экспозиции литературная часть только увеличится, — старается развеять мои сомнения Зоя Дмитриевна.
 — Мы расширим границы Писахова. Мы покажем Бориса Шергина, который тоже был духовным столпом Севера. Эти имена, и другие литературные деятели, так или иначе связанные с Писаховым, найдут отражение в новой экспозиции.

Степан Григорьевич был радетелем народной культуры, он возрождал северные пряники, и мы много лет делаем выставки северной козули. И хотим, чтобы козульщицы тоже собирались вокруг писаховского музея, сохраняли традиционную козулю, и чувствовали себя как в родном доме.

И всё же, и всё же…

НЕТ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА

По мнению специалистов, представление Писахова, как сказочника, через кукол Елены Диковой, через игру, прекрасно… для детей, и то до определённого возраста. Музею Писахова не хватало рукописей, мемориальных вещей. Не было целенаправленной архивной работы.

Сегодня рукописи, письма Степана Писахова разбросаны по архивам страны. Можно натолкнуться, просматривая списки документов Пушкинского Дома, на письма, есть какие-то рукописи в Центральном архиве литературы и искусства в Москве. Есть фонд Писахова в Архангельском краеведческом музее. А музей должен бы, по идее, стать объединяющим центром всех объектов материального и нематериального наследия этой выдающейся личности.

Елена Шамильевна Галимова, профессор кафедры литературы Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ, доктор филологических наук, член Союза писателей:

 — У Майи Владимировны Миткевич, директора музея ИЗО, есть идея, и она её озвучивает годами, что подвижка в деятельности музея Писахова должна быть всё-таки в сторону литературы. Идея эта так же годами обсуждается. Была даже мысль, поскольку это музей только Писахова, а Шергин и другие писатели земли архангельской остались за бортом, сделать там литературный музей и устраивать выставки, представляющие творчество и других северных авторов.

По уму, надо брать в штат человека, который бы занимался Писаховым-писателем. Они ко мне не раз приходили, дайте нам человека, такого как Света Морозова, Царство ей Небесное. Света занималась литературной частью музея, но погибла, к величайшему сожалению.

Я одной девушке предложила, она говорит, что я, дура, на такую зарплату туда идти?! А там должен быть человек, который бы занимался материальным, литературным наследием Степана Писахова. Но такого человека, увы, нет. Во всяком случае, я такого не знаю.

САМОЕ ТРУДНОЕ ДИТЁ

Мы прекрасно понимаем, что этот музей — детище музея ИЗО, и из всех детей, наверно, самый трудный. За эти годы невероятно много было сделано для его сохранения. Отстоять дом, не дать его снести. После признания аварийным, добиться выделения средств на реконструкцию, укрепление фундамента. И низкий поклон за то Майе Владимировне и её сподвижникам. Как удалось найти деньги, каких сверхчеловеческих усилий это стоило, какой крови и труда, представить сложно.

Да хоть тот же кинотеатр «Север». Если бы музей его не прибрал, его бы уже не было. А сейчас там музейный дворик, территория арт-площадок, фестивальных концертов.

Но… Музей Писахова у нас всё-таки больше художественный, чем литературный. Делали бы его с нуля, была бы другая экспозиция. А музей ИЗО исторически хранит наследие — коллекцию картин художника. И опыт мемориального музея у них первый. Одно дело — экспонировать картины, и совсем другое — делать музей писателя. Тут нужны совсем другие подходы.

По большому счёту, надо бы выделять Музей Писахова в отдельную структуру, или, хотя бы делать филиалом Музейного объединения «Художественная Культура Русского Севера», самостоятельным. Есть же, к примеру, усадьба Василия Поленова, который был не только художник, но и общественный деятель, и вокруг его усадьбы кипела и литературная и театральная жизнь. И продолжает бурлить. Есть дом-музей Максимилиана Волошина, так же прекрасно сочетавшего в себе дар поэта и талант художника.

НЕВЫСОКОГО РОСТА ИСПОЛИН

Только сразу возникает вопрос, а кто у нас будет это делать? Про выдающуюся роль музея ИЗО мы уже говорили, не в его адрес обращение. Кому нужно заниматься музеем Писахова, исследовать и продвигать (плохое слово, но пропагандировать ещё хуже) его литературное наследие?

Кто раскроет наконец-то нам глаза на колоссальный масштаб этого маленького человечка, ради сохранения своей жизни нацепившего на себя личину юродивого.

Потомок еврея-выкреста и поморской жонки-старообрядки, он унаследовал от них черты, присущие этим народам — ум, волю, характер и способность выживать. Степан Писахов был далеко не чудаковат и наивен. Он путешествовал по Ближнему Востоку и Крайнему Северу, побывал в Иерусалиме и Александрии, имел разрешение писать картины в Турции и Сирии, устраивал выставки в Париже и Риме.

Он пустил снаряд по большевикам в 1919-м, а году в 1927-м две его картины украсили кабинет всесоюзного старосты Михаила Калинина. И так далее, и так далее…

И как? Отражает ли, ныне поставленный «на табуретку», неопрятный потёртый бронзовый старичок личность такого человека? Нет, пусть будет, он уже стал частью Чумбаровки, близким широкой публике, которого можно потереть по носу, пожать руку, сделать селфи…

Только Архангельску нужен и другой Писахов, мощный, коренной. Тем более, что отремонтированная фактурная стена музея так и просит, чтобы перед ней вырос такой невысокого роста исполин.

УЖЕ СКОРО. НЕДОЛГО ОСТАЛОСЬ

На Севере сложилась былинная часть литературного наследия России, Сказители, их много. До сих пор в Кенозерском парке целая плеяда выдающихся сказителей священнодействует. Неслучайно там открыт музей слова. Поэтический сказ лежит в основе поморской культуры. И Писахов здесь появился тоже неслучайно.

Возможно, не только фотографов и художников собирать на базе музея, но и литераторов. Тем более, что у музея уже был период тесного сотрудничества с архангельской писательской организацией. Но, как всё бывает, ничто не вечно.

Недавно в архангельском отделении Союза писателей нового председателя избрали. Владислав Попов с Пинежья. Места заповедные, поморские. Глядишь, возобновится сотрудничество.

Вон, кстати, больше ста школьников свои работы на конкурс «Чародей Севера» представили. Тут тебе и проекты памятника, и кафе, и рукописные книги, и мультфильмы и литературные работы. В день рождения сказочника, 25 октября, будут награждать победителей в Добролюбовке.

Так что надежда есть, что дом, который в Архангельске все знают, снова заживёт, обрастёт множеством новых историй и легенд. Уже скоро. Недолго осталось.

СПРАВКА

Степан Григорьевич Писахов (1879-1960) – сказочник, художник, путешественник и этнограф. Его образные, колоритные, полные искрометного юмора сказки хорошо известны по всей России, переведены на украинский, польский и английский языки. Писахов — «певец северной сосны». Северные пейзажи художника прочно вошли в круг лучших произведений русского искусства.

18 мая 2008 года в памятнике архитектуры XIX в. «Торговое здание купца А. Н. Буторова»был открыт Музей Степана Писахова. Здесь были представлены картины художника, личные вещи, герои его сказок, фотографии и письма. Автор художественного проекта музея — Конов Александр Никитич, заслуженный художник РФ, студия «Музей-Дизайн» (Москва). Автор сценарной концепции экспозиции — Мержанов Сергей Борисович, студия «Музей-Дизайн» (Москва).

Торговое здание было построено в 1898–1903 гг. и располагалось на территории городской усадьбы купца первой гильдии Андрея Николаевича Буторова, на улице Поморской. Каменный дом Буторова был одним из первых в городе зданий, построенных специально для магазинов. В советский период здание использовалось под магазины, административные учреждения, аптекоуправление.


Источник:ИА Северные Новости